Базилика Сакре-Кер
Базилика Святого Сердца является едва ли не наиболее оригинальным архитектурным ансамблем Парижа, сочетающим в себе черты византийской, романской и ренессансной архитектурных школ.
История строительства
В 1871 году Франция потерпела катастрофическое поражение в войне с Пруссией, в результате которого был пленен французский император и папа римский Пий IX (Pie IX) во время аннексии Ватикана. Это было тяжелой время для католической церкви, поэтому Ватикан призвал всех прихожан вносить пожертвования для строительства святой базилики, предназначенной «для искупления грехов». В архитектурном конкурсе одержал победу проект Поля Абади (Paul Abadie), предусматривавший строительство базилики, в архитектуре которой сочетались бы элементы романской, византийской, готической и ренессансной архитектурных школ, что должно было стать символов взаимного согласия и единения. Официально строительные работы по возведению Базилики Святого Сердца или Сакре-Кер начались 16 июня 1875 года. В предварительно укрепленный грунт Монмартрского холма был помещен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику» (France présente le Christ Montmartre basilique), ящик с французскими военными медалями, и пергамент с записанным протоколом церемонии основания храма. Долгое время архитектура базилики Сакре-Кер была причиной споров и противоречивых дискуссий. Но по прошествии почти ста лет силуэт храма стал неотъемлемой частью городского пейзажа и стал наиболее распространенным сюжетом для почтовых открыток и рекламных проспектов, «опередив» даже Эйфелеву башню (tour Eiffel) и Триумфальную арку (arc de Triomphe).
Помимо пяти основных куполов Базилики Сакре-Кер купола меньшего размера венчают башенки центрального и одного из боковых фасадов – традиционный элемент византийского зодчества.
Особенности оформления фасада
Базилика Сакре-Кер выполнена в неороманском и неовизантийском архитектурных стилях. Здание, в плане имеющее форму латинского креста, увенчано четырьмя небольшими куполами и одним массивным центральным, расположенным на высоком барабане. Купола храма имеют характерную вытянутую форму, которая схожа с силуэтами куполов средневековой базилики Сен-Фрон в Перигё (Saint-Front à Périgueux). Частью восточного фасада Базилики Святого Сердца является высокая квадратная колокольня, в которой расположен один из крупнейших колоколов в мире, весом 19 тонн. Здание выстроено из местного камня, травертина, обладающего необычным свойством приобретать снежно-белый оттенок под воздействием воды. Именно эта особенность строительного материала придала храму узнаваемый вид.
Колокольня Сакре-Кер увенчана покатым куполом, а ее фасады представляют собой несколько рядов арочных узких окон и скульптурных карнизов.
Центральный фасад базилики Сакре-Кер украшен пятью барельефами, расположенными в нишах арок портала, изображающими евангельские сюжеты. Основным мотивом декоративных элементов храма являются фигуры, ставшие национальными символами Франции - центральный портик с тремя арочными входами дополнен двумя конными бронзовыми статуями Жанны д’Арк (Jeanne d'Arc) и короля Людовика IX Святого (St. Louis IX), а капители многочисленных колонн украшены фризами с изображением виноградной лозы, символа единства.
Ниша центрального входа в Базилику Сакре-Кер декорирована барельефом, иллюстрирующим сцену казни Иисуса, у основания которого выгравирована надпись на латыни, гласящая «Святое сердце Христово».
В нишах главного портала также расположены скульптурные композиции, изображающие Христа, самаритянку и Марию в доме у Симона. У основания купола находится небольшая терраса, откуда открывается прекрасный вид на город и квартал Монмартр. Терраса дополнена фигурными балюстрадами, традиционным элементом архитектуры Ренессанса.
На широкой террасе перед входом в Базилику Святого Сердца установлена бронзовая статуя архангела Михаила с поднятым забралом, расположенная на высоком постаменте.
Базилика Сакре-Кер является одним из наиболее оригинальных архитектурных творений Парижа, сочетающим в себе черты наиболее распространенных течений конца 19 века, отличавшихся подчеркнутым «историзмом» - неороманским, неовизантийским, неоготическим стилями и стилем архитектуры Ренессанса.